Консультации педагога социального

ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАСИЛИЯ

развернуть

ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАСИЛИЯ

(памятка для родителей)

Принято считать, что самое безопасное для детей место – это дом, семья, где рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем. Но,к сожалению, так бывает не всегда. Все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми со стороны родителей и других членов семьи.

Насилию подвергаются дети любого возраста, начиная с рождения. Иногда это происходит потому, что родители просто не знают, как вести себя в той или иной ситуации, или потому, что у них уже сформировалась модель поведения, в которой присутствует насилие.

Первые три года жизни один из самых важных и ответственных этапов в жизни ребенка. За это время маленький человек проходит в своем развитии громадный путь – закладывается фундамент его личности, формируется основа характера, будущих качеств и способностей. Очень важно, чтобы в этот период рядом находились близкие люди, которые могут помочь малышу и защитить его в случае необходимости. Именно они, самые родные и любящие, помогают ребенку познавать и осваивать окружающий мир, и они же устанавливают в этом мире ограничения и правила.

Что же такое насилие над детьми?

 Это любые действия (или бездействие) родителей либо других взрослых, в результате которых причиняется вред физическому и психическому здоровью ребенка, а также создаются условия, мешающие его нормальному развитию. Все виды насилия объединяются в четыребольших группы: насилие физическое,сексуальное,эмоциональное(психологическое)и неудовлетворениеосновных жизненных потребностей ребенка.

Физическое насилие представляет собой нанесение ребенку различными предметами физических травм и телесных повреждений. Вред от физических наказаний может быть весьма серьезным, особенно для младенцев, очень уязвимых какфизически, так и психологически. Телесные наказания нарушают умственное и физическое развитие ребенка.

Эмоциональное насилие – вербальное (словесное) или невербальное оскорбление ребенка, угрозы, унижения со стороны родителей, обвинения в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви и неприязни, постоянная ложь или искажение действительности, в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому или к самому себе.

Формами эмоционального насилия являются:

Эмоциональное отвержение, которое проявляется в глобальном недовольстве ребенком, в постоянно присутствующем у родителей ощущении, что он «не тот», «не такой».

Непоследовательность, т.е. разная реакция на одно и то же поведение или один и тот же поступок ребенка, – еще один вид эмоционального насилия.

Требования, не соответствующие возрасту ребенка

Отсутствие эмоциональной близости иподдержки, враждебное или равнодушное отношение родителей приводят к задержке физического и умственного развития ребенка.

Пренебрежение основными жизненными потребностями

Если родители не хотят или не способны удовлетворять нужды ребенка, связанные с развитием его физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностей, значит, ребенок подвергается виду насилия, который называется неудовлетворением основных жизненных потребностей: в питании, в медицинской помощи, в одежде, в безопасности, в жилье.

КАК ЖЕ ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА, НЕ ПРИБЕГАЯ К НАСИЛЬСТВЕННЫМ МЕТОДАМ?

В первую очередь родителям нужно помнить, что:

Неуважение порождает неуважение.

Насилие порождает насилие, а доброжелательность – мир.

Эгоизм порождает эгоизм, а внимание к другому оборачивается ответным вниманием.

Если не прислушиваться к мнению детей, они не научатся воспринимать ваше мнение.

Воспитание без принуждения и насилия требует отродителей определенных умений и навыков. Перечислим основные из них:

Умение «расшифровать» поведение ребенка, чтобы понять его потребности.

Умение быть последовательными.

Способность разрешать ребенку проявлять свои чувства, помогая выразить их в приемлемой форме.

Умение предугадать истерику и правильно себя вести, если она началась у ребенка.

Понимание того, что ребенку надо доступно объяснять правила поведения.

Умение устанавливать правила для ребенка и контролировать свои действия.

Использование эффективных методов приучения ребенка к дисциплине:

Тайм-аут.

Этот метод заключается в следующем: когда ребенок нарушает какие-либо правила, родитель спокойно напоминает: «Нельзя драться» или «Не таскай кошку за хвост». Затем он говорит: «Придется устроить тайм-аут», и отводит ребенка на заранее известное место (кресло, стул, диван). Ребенок должен оставаться там совсем недолго: для двухлетнего малыша достаточно двух минут, для трехлетнего – трех. Родителю необходимо быть рядом с ребенком, не позволяя ему уйти с этого места. По завершении тайм-аута ребенок может вернуться к игре, но, если он нарушит правило вновь, тайм-аут необходимо повторить.

Похвала за хорошее поведение.

Сказка вместо наказания. Один из способов не наказать, а понять причины «неправильного» поведения своего ребенка – сказкотерапия. Придумайте сказку, главный герой которой похож на вашего ребенка. Доведите развитие сюжета до апогея, а потом, рассказывая о поступках героя, покажите, как найти выход, как общаться с окружающими, как попросить о помощи.

Извинение перед ребенком, если вы что-то сделали не так.

Воспитание должно быть последовательным.

Если ребенок не знает о правиле поведения в конкретной ситуации, достаточно сообщить ему об этом сразу же, когда он с ней столкнулся.

Наконец, не забывайте, что спокойный и убедительный тон всегда действеннее, чем крик и физическое наказание.

Не стесняйтесь выражать любовь к своему ребенку через прикосновения, ласковый взгляд, нежные слова, внимание, активные игры с детьми; разрешайте  совершать ошибки и проявлять свои чувства.

 Помните: ваша любовь необходима детям, как воздух. Дети – зеркало для своих родителей. Если вы одариваете их любовью, они отражают ее и возвращают вам.

 

свернуть

Закон и ответственность несовершеннолетних

развернуть

Консультация для родителей учащихся 10-11кл.

Закон и ответственность несовершеннолетних

 

Статья 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

  1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
  2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:

1) убийство (статья 139);

2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);

3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);

4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);

5) изнасилование (статья 166);

6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);

7) похищение человека (статья 182);

8) кражу (статья 205);

9) грабеж (статья 206);

10) разбой (статья 207);

11) вымогательство (статья 208);

11-1) хищение путем использования компьютерной техники (статья 212);

12) угон транспортного средства или маломерного судна (статья 214);

13) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части 2 и 3 статьи 218);

14) захват заложника (статья 291);

15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);

16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);

17) хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327);

17-1) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2 - 5 статьи 328);

18) хулиганство (статья 339);

19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);

20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);

21) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413);

22) уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы (статья 415).

  1. Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями 1или 2настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.

Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность

  1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:

1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);

2) оскорбление (статья 10.2);

3) мелкое хищение (статья 11.1);

4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);

5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);

6) мелкое хулиганство (статья 19.1).

  1. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья 9.4. Меры воспитательного воздействия

  1. При освобождении от административной ответственности несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, к нему в целях воспитания могут применяться следующие меры воспитательного воздействия:

1) разъяснение законодательства;

2) возложение обязанности принести извинения потерпевшему;

3) возложение обязанности загладить причиненный вред;

4) ограничение досуга.

  1. К несовершеннолетнему могут быть применены как одна, так и несколько мер воспитательного воздействия.

Статья 9.5. Содержание мер воспитательного воздействия

  1. Разъяснение законодательства заключается в разъяснении несовершеннолетнему противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения, в том числе причиненного этим правонарушением вреда, а также негативных правовых последствий повторного совершения им новых правонарушений.
  2. Обязанность принести извинения заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности извиниться перед потерпевшим за совершенное административное правонарушение в публичной или иной форме, определенной судом, органом, ведущим административный процесс.
  3. Обязанность загладить причиненный вред заключается в фактическом возмещении несовершеннолетним вреда, причиненного административным правонарушением. При применении такой меры воспитательного воздействия учитываются имущественное положение несовершеннолетнего и его родителей или лиц, их заменяющих, наличие у него соответствующих трудовых и иных навыков.
  4. Ограничение досуга заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности соблюдения на срок до тридцати суток определенного порядка использования свободного от учебы и (или) работы времени. При применении данной меры воспитательного воздействия орган, ведущий административный процесс, может предусмотреть:

1) запрет посещения несовершеннолетним определенных мест пребывания, использования отдельных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством;

2) ограничения пребывания несовершеннолетнего вне места жительства или места пребывания в определенное время суток;

3) возложение обязанности являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за поведением несовершеннолетнего.

Статья 10.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания

  1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
  2. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи, либо нарушение защитного предписания влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Статья 11.1. Мелкое хищение

Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, хищения путем использования компьютерной техники, а равно попытка такого хищения -влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Примечание. Под мелким хищением в настоящей статье понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.

Статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

  1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, -влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
  2. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилищавлечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

  Статья 19.1. Мелкое хулиганство

Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу,влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Статья 19.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

  1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность,влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.
  2. Действия, предусмотренные частью 1настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения,влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
  3. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, влекут наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.
  4. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, влекут наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.
  5. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин.

Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.

Статья 205. Кража

  1. Тайное похищение имущества (кража)

наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

  1. Кража, совершенная повторно, либо группой лиц, либо с проникновением в жилище, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. Кража, совершенная в крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа.
  3. Кража, совершенная организованной группой либо в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет со штрафом.

Статья 206. Грабеж

  1. Открытое похищение имущества (грабеж)

наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

  1. Грабеж, соединенный с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия, или совершенный повторно либо группой лиц, или с проникновением в жилище, наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до шести лет.
  2. Грабеж, совершенный в крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом или без штрафа.
  3. Грабеж, совершенный организованной группой либо в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет со штрафом.

Статья 207. Разбой

  1. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо угроза применения такого насилия с целью непосредственного завладения имуществом (разбой) наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом или без штрафа.
  2. Разбой, совершенный с проникновением в жилище, либо повторно, либо группой лиц, либо с целью завладения имуществом в крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет со штрафом.
  3. Разбой, совершенный организованной группой, либо с причинением тяжкого телесного повреждения, либо с целью завладения имуществом в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом.

Статья 209. Мошенничество

  1. Завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество) - наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. Мошенничество, совершенное повторно либо группой лиц, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  3. Мошенничество, совершенное в крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа.
  4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом.

Статья 212. Хищение путем использования компьютерной техники

  1. Хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. То же деяние, совершенное повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо сопряженное с несанкционированным доступом к компьютерной информации, - наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
  3. Деяния, предусмотренные частями 1или 2настоящей статьи, совершенные в крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
  4. Деяния, предусмотренные частями 12или 3настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Статья 214. Угон транспортного средства или маломерного судна

  1. Неправомерное завладение транспортным средством или маломерным судном и поездка на нем без цели хищения (угон) наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. То же действие, совершенное повторно, либо с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, или с угрозой его применения, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет.
  3. Действия, предусмотренные частями 1или 2настоящей статьи, совершенные с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, или с угрозой его применения, наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 339. Хулиганство

  1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.
  2. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок от одного года до шести лет.
  3. Действия, предусмотренные частями 1или 2настоящей статьи, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ, взрывных устройств или предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство) наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов

  1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
  2. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом или без штрафа.
  3. Действия, предусмотренные частью 2настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 327329или 331 настоящего Кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массового мероприятия либо заведомо несовершеннолетнему наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет со штрафом или без штрафа.
  4. Действия, предусмотренные частями 2или 3настоящей статьи, совершенные организованной группой либо сопряженные с изготовлением или переработкой наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов с использованием лабораторной посуды или лабораторного оборудования, предназначенных для химического синтеза, наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом или без штрафа.
  5. Действия, предусмотренные частями 2-4настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати пяти лет со штрафом или без штрафа.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

Статья 328-2. Потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или нахождение на работе в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ

Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте, а равно появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, либо нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения,наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет.

 

 

 

http://sch56.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=89661

свернуть

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

развернуть

Консультация для родителей.

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Современную жизнь трудно представить себе без сети «Интернет». Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека. И дети не остаются в стороне от этого процесса.

Тенденции к развитию облачных технологий  и общения в социальных сетях стирают границу между локальным и сетевым использованием вычислительной техники, многие даже не задумываются о том, что используют интерне, настолько этот технологический феномен стал частью повседневной жизни. Вместе с тем интернет технологии используют преступники и правонарушители.

Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. В Интернете, как и в реальной жизни, детей подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т.п. Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Некоторые дети настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

Не запрещать, а научить.

У 9 подростков из 10 есть свои профайлы в соцсетях и практически половина посещает ту или иную сеть каждый день. Конечно же, все рассматривают свои гаджеты как личное пространство, и поэтому разговор о соцсетях в частности и Интернете в целом требует от Вас большой деликатности.

Польза соцсетей для подростка

Поддержка связи с друзьями и родственниками

Возможность заводить интересные знакомства

Потенциал для саморазвития и помощь в учебе

Улучшение коммуникационных навыков и креатива

Обратная сторона соцсетей

  1. Обнародование личной информации

Как показывает практика, большинство подростковых профайлов - просто находка для злоумышленников. Там есть настоящие имя/фамилия, город проживания, номер школы, информативные личные фото и т.д. И еще нередко подростки бездумно используют приложения, которые отображают местонахождение пользователя.

  1. Кибербуллинг

Кибербуллинг (cyber bullying) - это долговременные издевательства и унижающая критика человека в соцсети. Подобная травля может довести даже до суицида.

  1. Порнография

Страшный сон большинства родителей на самом деле не всегда так ужасен. Мотивы ребенка, заходящего на порносайт, чаще всего самые невинные - простое любопытство. Тут выбор - либо тактично обсудить данный вопрос в ключе шокирующего содержания подобных ресурсов, не имеющих ничего общего с тем, что вы вкладываете в понятие «интимные, любовные отношения», либо поставить жесткие фильтры в браузере.

  1. Доверие

Даже взрослый не всегда может распознать мошенника как реального, так и виртуального. Что ж тогда говорить о подростках. Обязательно стоит объяснить юному юзеру, что чрезмерно открытое распространение информации в сети может закончиться очень печально - кражей или насилием.

  1. Репутация

Не всем известно, что фото, видео и комментарии, опубликованные однажды и в последствии удаленные - не исчезают бесследно. Увы, они все-равно остаются «в памяти» Всемирной путины.

  1. Неидеальная жизнь

Соцсети грешат показательностью. Сравнение количества друзей и красивых фото других пользователей из путешествий или в «брендовом прикиде» может вызвать комплекс неполноценности, зависть, недовольство собой и своей жизнью.

В идеале родители должны быть в курсе интересов, поведения и в целом онлайн-жизни ребенка. Но, конечно же, не через шпионство и подглядывание из-за спины - это только испортит отношения и увеличит между вами дистанцию. Всячески подчеркивайте, что вы уважаете личное пространство, но хотите убедиться, что ребенок осведомлен о мерах безопасности. Потому проговорите с подростком следующие правила:

- Деликатность

Объясните, что грубое поведение также неприемлемо для виртуального мира, как и для реального. Расскажите о кибербуллинге, донесите до него посыл, что некоторые фото и комментарии могут скомпрометировать другого человека или обидеть. То же касается и сообщений в его адрес - попросите сообщать вам о неприятных моментах, которые ему пришлось ощутить по отношению к себе.

- Последствия некоторых публикаций

Не всегда дети отдают себе отчет в серьезной опасности безобидных якобы поступков. К примеру, подростки могут не понимать, что некоторые посты могут сыграть злую шутку против него и всей семьи.

Пример: опубликовав свой адрес в профиле и сообщив в одном из постов, об отъезде на каникулы, он дает шанс ворам обокрасть квартиру/дом. Дайте понять, что не стоит нигде онлайн указывать свой мобильный и любые другие личные данные.

- Вездесущность Интернета

Информация не пропадает из Всемирной паутины бесследно. А значит, что-то опубликованное сегодня, может иметь негативные последствия через время, когда это увидят родители, сокурсники, будущий работодатель, любимый человек.

- Конфиденциальность аккаунтов

Если вы достаточно опытный юзер - внесите настройки вместе и по каждому пункту проверьте понимание подростка важности сокрытия той или иной информации. Озвучьте важность паролей, почему их не следует никому передавать, даже лучшему другу. Кража личности - преступление и чревато серьезными последствиями.

- Никакой «дружбы» с незнакомцами

Не знаешь человека лично - не делай его виртуальным другом. Этому правилу нужно следовать неукоснительно.

- Никаких моралей - только примеры

Ни один подросток не усвоит наставлений в форме чтения морали. К счастью, или сожалению, но в сети достаточно фактов, красноречиво указывающих на последствия несоблюдения правил поведения в соцсетях. Разберите их вместе.

Корректное виртуальное поведение родителей и их обращение с гаджетами - лучший пример для ребенка, как безопасно использовать социальные сети. И главное - бесполезно навязывать ребенку правило, если вы сами его не соблюдаете.

Задача родителей предостеречь детей от необдуманных поступков, сформировать навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет.

Рекомендации по формированию у детей

навыков безопасного поведения в сети Интернет:

  1. Научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили.
  2. Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения.
  3. Позволяйте заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением.
  4. Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
  5. Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.

 

https://gymn1ivye.schools.by/pages/konsultatsija-dlja-roditelej-podrostki-v-sotsialnyh-setjah-bezopasnoe-povedenie

свернуть

Как уберечь ребенка от курения

развернуть

Консультация для родителей 5-11 кл.

Как уберечь ребенка от курения

 

На данный момент курение среди подростков является одной из важнейших проблем здравоохранения и всего общества. По статистике в настоящее время в России курение среди подростков распространено повсеместно, в возрасте 15-17 лет курит каждый второй мальчик и каждая четвёртая девочка. Причём среди девочек курение в последнее время увеличилось в два раза.

Курение среди подростков распространяется без всяких препятствий со стороны государства и общества. К курению относятся как к вредной привычке, которая не сильно опасна. С помощью фильмов и рекламы подросткам навязывается определённый стиль жизни, где нет места здоровому образу жизни. Все профилактические меры на фоне современной массовой культуры кажутся просто смешными.

Можно выделить основные причины курения среди подростков:

  1. Курящие родители, друзья;
  2. Влияние и давление со стороны сверстников;
  3. Подражание взрослым, друзьям и своим кумирам;
  4. Снятие стресса;
  5. Стремление выделится, выглядеть «круто»;
  6. Желание казаться самостоятельным и взрослым;
  7. Доступность сигарет;
  8. Влияние рекламы;
  9. Влияние кино и фильмов, в которых главные герои курят (подростки берут с них пример).

Раннее начало курения формирует у подростков стойкую никотиновую зависимость, от которой трудно избавиться в дальнейшем. В подростковом возрасте идёт интенсивный рост всего организма, и курение значительно замедляет этот рост. Большинству функций и систем организма так и не удаётся развиться на тот уровень, который заложен природой. У подростков очень рано начавших курить наблюдается маленький рост, слаборазвитая грудная клетка, отмечается ослабление мышечной силы. Курение среди подростков ведёт к сильному снижению общего показателя здоровья всей нации.

Вред курения для подростков

  • Из-за постоянного раздражения глаз табачным дымом, постепенно снижается острота зрения. В результате пагубного воздействия никотина на сетчатку глаза происходит снижение чувствительности к свету, повышается внутриглазное давление. Со временем развивается глаукома;
  • Ухудшается память. Экспериментально доказано, что курение (особенно в подростковом возрасте, когда память ещё формируется) значительно снижает объём памяти и скорость заучивания информации;
  • Замедляется рост;
  • Снижается мышечная сила, выносливость, замедляется реакция и координация движения;
  • Истощаются нервные клетки;
  • Нарушается работа эндокринной системы (угнетается работа щитовидной железы),
  • возникают различные поражения кожи: себорея, угри;
  • Происходит изнашивание сердечной мышцы, что в будущем проявляется в виде различных проблем с сердцем: ишемической болезни, стенокардии, инфаркта;
  • Курение сильно снижает работоспособность у подростков, они становятся вялыми и раздражительными.

Профилактика табакокурения среди подростков должна начинаться, когда стереотипы поведения и мышления ещё не сформировались. Когда ещё нет стойкой табачной зависимости. Только в случае такого подхода, можно надеяться на какой-то положительный результат.

Профилактика табакокурения среди подростков – это не только профилактика никотиновой зависимости, но и профилактика сохранения здоровья всей нации, это реальная возможность увеличить продолжительность жизни, предотвратить развитие распространённых заболеваний сердечно-сосудистой системы, хронических бронхо-лёгочных заболеваний, рака лёгких и других болезней.

Чтобы профилактика табакокурения среди подростков была полной, она должна проводиться в двух направлениях:

  1. Первичная профилактика табакокурения;
  2. Вторичная профилактика табакокурения.

Первичная профилактика табакокурения.

Меры первичной профилактики направлены на предотвращение начала курения. Первичная профилактика табакокурения среди подростков должна осуществляться на уровне семьи и школы. В семье закладываются основы ведения здорового образа жизни, родители формируют у детей правильное (негативное) отношение к вредным привычкам. Школа также выполняет данные функции. На уровне школы должны проводиться не только просветительные мероприятия, рассказывающие о вреде курения, но и наглядные демонстрации последствий курения.

Вторичная профилактика табакокурения.

Данное направление профилактики способствует прекращению курения у тех подростков, которые уже курят.

Чтобы меры вторичной профилактики оказались действенными нужно выявить индивидуальные особенности курения каждого конкретного подростка. Только после этого дальнейшая профилактическая работа будет эффективной.

К методам вторичной профилактики можно отнести индивидуальную консультацию психолога и обучение подростков методам релаксации. На индивидуальной консультации психолог должен помочь подростку сформировать твёрдую мотивацию к отказу от курения. Знание методов релаксации поможет подростку руководить своим эмоциональным  состоянием, научит расслабляться в различных стрессовых ситуациях. Это будет способствовать более лёгкому отвыканию от привычки – снимать эмоциональное напряжение курением.

Также к методам вторичной профилактики относятся групповые тренинги-дискуссии, на которых подростки закрепляют полученную от психологов информацию (вести здоровый образ жизни, методы защиты от давления сверстников).

Внимание! Раннее начало профилактики может привести к более эффективным результатам.

 

свернуть

Консультация «Домашняя работа: удовольствие или наказание»

развернуть

Консультация «Домашняя работа: удовольствие или наказание»

Известный психолог Эльконин - Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.

Домашнее задание выполняет различные функции.

  • Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
  • Вторая функция домашнего задания - это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.
  • Третья функция домашнего задания - развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело.

Почему так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

  • Во-первых, потому, что дети учатся у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он сталкивается с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.
  • Во-вторых, само содержание домашнего задания направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Главное назначение домашнего задания:

  • воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
  • овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
  • формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
  • формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику.

Нередко в учебе возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы часто связаны с увеличением количества предметов, сложностью предметов; во-вторых, неумение анализировать, плохая речь, слабые память и внимание; в-третьих, нежелание заставить себя заниматься, неразвитая, слабая воля.

Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.

Как организовать домашние занятия?

Я предлагаю несколько практических советов и приемов, которые могут помочь вам работать с детьми над домашними заданиями.

  1. Составьте вместе с детьми расписание для домашней работы. Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Для некоторых из них слишком велико бремя ответственности, если им приходится самим решать, когда приниматься за домашнюю работу. Такие дети могут принять решение, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или после ужина. Это их личное дело, которое зависит от их стиля учебы.
  2. Распределите задания по важности. Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор, и они могут очень долго мучаться этой проблемой.
  3. Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки. Для многих родителей это большая и постоянная проблема. Единственное, что можно сказать по этому поводу, это то, что родители, использующие такой способ контроля, не только подвергают себя огромному гневу, но и показывает их беспомощность.
  4. Сначала проверьте то, что выполнено правильно. Родители часто имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т. п.
  5. Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет. Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд, пока не закончит. Это нормально, если ребенок все это время действительно работает, и если задание действительно требует столько времени на выполнение. Однако если вы видите, что через час или два после начала работы ребенок находится в том же положении, как и через 10 минут после начала работы, надо прекратить эту деятельность.
  6. Стратегии успеха для заданий, выполняемых по учебнику. В большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения параграфов. Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Используя эту стратегию, они будут знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.
  7. Обращайте внимание на невербальные сигналы. Родители часто говорят, что никогда не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Все было бы хорошо, если бы все общение происходило на вербальном уровне. Но мы знаем, что невербальные способы передачи информации являются очень существенной частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы очень просто, даже если вы сами об этом не подозреваете.
  8. Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка. Некоторые родители готовы сделать за ребенка всю его домашнюю работу. Хотя исходно мотивом родителей может быть желание помочь ребенку справиться с особо трудным заданием, конечный результат может быть разрушителен.

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:

  • с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
  • вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках, найдете другую форму приветствия;
  • никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
  • постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому.

 

https://demidov.schools.by/class/19062/news/1941855

свернуть

Агрессивное поведение: как помочь ребенку? (1-4 классы)

развернуть

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

 

Агрессивное поведение  это одно из самых распространенных нарушений среди детей школьного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку. 

Как помочь ребёнку преодолеть агрессию

Безусловно, поведение агрессивного ребенка вызывает у окружающих исключительно негативные эмоции, но именно они закрепляют агрессивные поступки и действия детей. Поэтому первое, что следует делать взрослому, найти для ребенка социально приемлемые способы выражения отрицательных эмоциональных состояний, дать детям возможность выплеснуть гнев, не задевая при этом окружающих и не разрушая все кругом. Существуют игры и упражнения, позволяющие существенно снизить уровень агрессивности ребенка.

Что нужно агрессивному ребенку

Агрессивному ребенку остро не хватает участия, внимания и теплоты в общении со взрослыми. Дети, которые чувствуют себя психологически комфортно, не будут вести себя агрессивно. Значит, агрессивность — это сигнал о том, что ребенку эмоционально тяжело. Очень часто агрессивные дети тревожны, имеют низкую самооценку, глубоко ощущают свою отверженность, ненужность. Поэтому агрессивность ребенка надо рассматривать как «крик души», когда ребенок сам не может справиться со своими эмоциями, он ведет себя «вызывающе», демонстрируя различные формы протестного поведения.

От взрослого с самого начала требуется спокойное и доброжелательное принятие ребенка, без осуждения и оценки. Постарайтесь найти сильные и положительные стороны в поведении «агрессора», акцентируйте на них внимание. Ваша задача - поддержать ребенка, вселить в него веру в себя.

Родителям надо набраться терпения и учить ребенка приемлемым способом выражать свой гнев, чтоб не обижать и не ранить других людей, распознавать как свои эмоциональные переживания, так и эмоции другого человека, уметь сопереживать и сочувствовать другому.

Агрессивному ребенку необходимо:

  • постоянное доброжелательное внимание;
  • важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка (ведь он привык к порицанию, которое только подкрепляет негативные стороны агрессивности);
  • необходимо предлагать малышу приемлемые способы выражения гнева и раздражения (громко спеть вместе любимую песню, поиграть в игру «Кто громче кричит», провести бой с боксерской грушей, смять и выбросить бумажную или пластилиновую фигурку обидчика, устроить морской бой в ванной и т. д.);
  • почаще рассказывайте ребенку о своем детстве, о своих победах и поражениях, вспоминая, в каких трудных ситуациях вы оказывались, как с ними справлялись, что переживали;
  • чаще говорите ребенку о своих чувствах и желаниях («Мне очень грустно, что ты бросил свою одежду, забыв ее аккуратно сложить», «Я сейчас чувствую себя уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе»);
  • старайтесь управлять собственными негативными эмоциями: если в семье принято снимать напряжение скандалами и криками, то агрессивность может стать устойчивой чертой характера вашего сына или дочери;
  • поскольку агрессивные дети нередко испытывают мышечное напряжение, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые заканчиваются релаксационными упражнениями;
  • купите ребенку безвредные краски, которыми можно рисовать руками: рисуя, ребенок выплескивает свои эмоции и снимает напряжение (помните, что эмоции, загнанные внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят не только к плохому поведению, но и к неврозу. Ругая ребенка, любыми способами подавляя его враждебное поведение, вы ухудшаете нервно-психическое и соматическое состояние);
  • для снятия напряжения и раздражительности необходимо иметь в доме музыкальные игрушки, пластилин, надувные (или пластмассовые) молотки, свисток, боксерскую грушу, мяч.

 

Игры и упражнения для профилактики и снижения агрессивности

 

Карикатура. Самый лучший способ избавиться от гнева - «выплеснуть» его на бумагу. Когда ваш ребенок сильно разозлен на кого- то и готов поколотить обидчика, предложите ему нарисовать портрет того, на кого направлен гнев, в карикатурном виде (предварительно ребенка надо изолировать от обидчика). Объясните ребенку, что значит «карикатура». В заключение пусть ребенок даст какое-либо название своему рисунку. Спросите у него, что он хотел бы сделать с портретом неприятеля. Даже если вы не поддерживаете намерений ребенка, покажите, что вы понимаете его гневные чувства: «Я вижу, что ты очень сердит на Петю, тебе хочется отомстить ему». Пусть лучше агрессия ребенка будет перенесена на лист бумаги, чем на реального человека. Похвалите ребенка за то, что удалось избежать драки, взаимных оскорблений.

Обзывалки. В этой игре дети могут выплеснуть свой гнев, не обижая друг друга. Дети встают в круг и, передавая быстро мяч друг другу, называют сверстника необидными «словами-обзывалками». Например, можно использовать название фруктов, овощей («Тыква ты зеленая!»). Детей следует обязательно предупредить, что обижаться не нужно, так как это только игра. В конце игры попросите детей сказать добрые слова в адрес друг друга («Ты очень красивая, добрая!»).

Эта игра хорошо подходит для обидчивых детей и детей, склонных к вербальной агрессии.

Толкалки. Эта игра научит детей контролировать свои движения. Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По моему сигналу начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад - и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать, «Стоп». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

«Жужа». Эта игра научит агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность взглянуть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. «Жужа» сидит на стуле. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но, когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех - он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

Бумажные мячики. В эту игру можно играть всей семьей. Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. Скажите следующее: «Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть одна команда выстроится в линию напротив другой так, чтобы расстояние между ними составляло примерно 4 метра. По моей команде начинайте бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!». Игроки каждой команды должны стремиться как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», перестаньте бросать мячи. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию». Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

Стихи в помощь агрессивным детям

В некоторых стихотворениях приводятся замечательные способы избавления от гнева. Лучше всего читать их ребенку (или учить с ним эти стихи), когда он находится в спокойном состоянии.

Когда закусишь удила

Он вспыльчивый!

Он вспыльчивый!

Он неразумный мальчик!

Он чересчур запальчив!

Так обо мне твердит молва:

 

Я вспыльчивый! Я пылкий!

Хочу молчать - летят слова,

Как пробка из бутылки.

Я сам хотел бы, может быть,

Спокойным быть, разумным быть,

Невозмутимым, кротким...

Начнет ругать меня родня,

А я молчу, хоть жарь меня,

Хоть жарь на сковородке.

 

Совет недавно мне дала

Одна девчонка в школе:

- Когда закусишь удила,

Вспылишь помимо воли,

Чтоб поскорей в себя прийти,

Считай в уме до тридцати.

 

Я рассердился на щенка,

Хотел я дать ему пинка,

Но стал считать до тридцати,

И этот тип успел уйти.

 

Попал я в дедушку мячом

И закричал: - А я при чем? -

Но, досчитав до тридцати,

Сказал: - Ну, дедушка, прости.

 

Разумным хочешь ты расти?

Считай в уме до тридцати!

А. Барто

Обижалки

Мы с моей соседкой Галкой

Сочиняли обижалки.

Вот придет обидный срок,

А у нас готово впрок:

Я скажу ей - ты ворона,

А она мне - ты глухарь.

Я скажу ей - макарона,

А она мне - ты сухарь.

Я ей - мышь!

Она мне – крыс!

Стой-ка!

Чем мы занялись?

Для чего нам обижалки?

Мы стоим соображаем:

Мы совсем друг друга с Галкой

Никогда не обижаем!

И. Токмакова

Ответы на наиболее распространенные вопросы родителей

Родители часто задают вопросы по поводу агрессивного поведения детей. Я отобрала самые типичные из них. Ответы не следует воспринимать как единственно возможное руководство к действию, поскольку причины детской агрессивности очень индивидуальны. Если вас на протяжении длительного времени беспокоят какие-либо агрессивные проявления ребенка, обязательно посоветуйтесь со специалистом.

Моя дочь обижается на все, мы уже боимся сказать или сделать что-то не так.

Поздравляю, вы уже «на крючке», и дочка отлично научилась манипулировать вами. Обида - не врожденная эмоция человека.

Обижаться мы учимся примерно с 2 до 5 лет. Если желаемое и действительное резко расходятся, то самое время начать мысленно всех обвинять, а себя любимого жалеть. Эта привычка так быстро и прочно становится неотъемлемой частью детского (и взрослого тоже) поведения, что ребенок уже не может обойтись без нее. Ребенок понимает, что с помощью обиды можно вызвать у окружающих чувство вины за происходящее, а потом, соответственно, получить все что пожелаешь. Такой ребенок ежеминутно находится в ситуации ожидания, что его обидят: не так посмотрели, не так сказали, не то купили и пр. И чувство обиды вспыхивает мгновенно. Ребенок надувает губы, замыкается в себе, может тихонько поплакать. Первое и основное, что следует сделать, — не жалеть и не закреплять дурные привычки, лучше просто не обращать никакого внимания. Когда ребенок немного успокоится, попросите его проговорить свои переживания. Вместе придумайте и сделайте что-то хорошее для обидчика, так как надо учить прощать и забывать плохое. Можно поиграть в «Обзывалки».

Мой ребенок любит играть в агрессивные игры, должна ли я пресекать это?

Смотря что подразумевается под агрессивной игрой. Если это «Войнушка», «Стрелялки» и пр., то такие игры необходимы детям для разрядки, снятия физического и эмоционального напряжения. Если же это игры, в которых причиняется боль кому-то, что-либо разрушается, то поощрять подобные игры нельзя, так как они формируют агрессивное поведение. В любом случае прежде всего надо разобраться в причинах появления этих игр. Возможно, это следование моде, элемент подражания кому-то.

Наш ребенок после посещения школы начал ругаться матом. Что делать?

Чаще всего дети-школьники используют нецензурные слова и выражения, не осознавая их значения. По принципу «услышал - повторил». Вероятно, в школе есть кто-то, кто их часто произносит. Если ребенок неосознанно впервые употребил бранное слово, вам не следует концентрировать на этом внимание. Но если это повторится, обязательно объясните, что эти слова плохие, и хорошо воспитанные люди их не произносят, что неприличные слова не украшают человека и не делают его взрослее. Если вы не будете ребенка стыдить и ругать (особенно публично), нецензурные выражения из его речи исчезнут так же быстро, как и появились. Можно нарисовать эти слова, вылетающими изо рта человека в виде страшных червей или пауков.

Мой сын мучает животных. Например, умышленно наступает коту на хвост, может посадить его в тесную коробку и слушать спокойно жалобное мяуканье. Это нормально?

К сожалению, дети часто причиняют животным боль. Животные кажутся им симпатичными, забавными мягкими игрушками. Они могут бросать животных, как мячик, сильно прижимать к себе, несмотря на явный протест со стороны животного и пр. Не стоит обольщаться, что таким образом малыш познает окружающий мир. Скорее, таким образом он учится жестокости, а потому задача взрослого — объяснить ребенку, почему так не следует поступать. Лучше всего вместе почитать о вашем питомце: чем питается, чем болеет, как за ним ухаживать, что можно делать, что нельзя и т. д.

Необходимо приучать ребенка ухаживать за животным, показывая положительный пример. Лучше всего дети понимают, что испытывает животное, когда им предлагают представить на месте животного себя. Например: «Что чувствует кот, которому наступили на хвост? То же, что и ты, когда тебе наступят на ногу или на руку». Если у ребенка все равно остается навязчивое желание причинить боль животному, немедленно следует обратиться к психологу, а затем, возможно, и к психиатру.

Как следует реагировать, когда дети дерутся?

Лучше не реагировать вообще. В большинстве случаев дети могут разобраться сами, без вмешательства взрослых, потому что когда взрослые начинают разбираться с драчунами, то драка приобретает для них особую значимость и отношения между дерущимися резко обостряются. Один ребенок стремится выглядеть правым в глазах взрослого, другой хочет, чтобы его пожалели. Лучше обсудить поведение детей тогда, когда они успокоятся. То, на что взрослые реагируют с повышенной эмоциональностью, закрепляется в поведении детей надолго - такой вот психологический закон. Вмешиваться нужно лишь тогда, когда есть угроза для здоровья ребенка. Хороший способ профилактики драк - наличие дома спортивного уголка, где дети могут выплеснуть свою энергию.

Мой(моя) сын (дочь) любит все разбирать и разламывать, отрывает руки и ноги куклам. Это нормально?

Если это активный любознательный ребенок, то - да. Если, кроме перечисленных, никаких созидательных действий не наблюдается, то - нет. Обычно мальчики чаще девочек интересуются, что и как устроено. А как это узнаешь, пока не сломаешь?! Было бы неплохо совместно с ребенком заняться изучением какого-либо предмета, сопровождая это рассказом о нем. Затем целесообразно разобранный на части предмет снова вместе собрать. Если посмотреть, как кукла устроена внутри, как, например, двигаются у нее руки, то при этом важно, чтобы руки куклы оказались после исследования на прежнем месте. Оставлять без внимания разрушения, производимые ребенком, нельзя.

Учитель жалуется на моего ребенка, что он часто исподтишка щипает детей на уроках, во время перемены. Мне это неприятно слышать, тем более что дома я такого не наблюдала.

Скорее всего, дома у ребенка очень много запретов, ограничений, порицаний (т. е. его чаще ругают, чем хвалят). Ребенок, которого дома держат в ежовых рукавицах, обычно может выплеснуть свои отрицательные переживания только вне дома, например в детском саду. В данном случае надо пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком, возможно, вы слишком строги, неэмоциональны, холодны с ним, пресекаете все его попытки побегать и попрыгать, редко проводите время вместе. Так ведут себя дети, которым не хватает внимания.

Каким бы агрессивным ни был ребенок, надо постараться почувствовать его, понять, какая внутренняя проблема «зашифрована» в грубости, в раздражительности, в сломанных любимых игрушках.

Отвечая агрессией на агрессию, мы тем самым не только заходим в тупик, мы закрепляем в детях этот тип поведения. Не понимаю родителей, которые учат своего ребенка в любой конфликтной ситуации «дать сдачи», ударить или побить обидчика. Особенно дико звучат эти рекомендации из уст мам девочек. Для мальчика в некоторых ситуациях, действительно, умение постоять за себя и за своих близких необходимо, но учить разрешать силой все конфликтные ситуации, думаю, не стоит.

 

Материалы взяты с сайта: https://bobr34.schools.by/pages/rekomendatsii-dlja-roditelei

 

свернуть

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

23.01.2023
развернуть

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

 

Причины возникновения конфликтов между родителями и детьми

 

Возьмем один из типичных примеров причины возникновения конфликта родителей и детей (знаком ли он вам?): семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, сын — заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ее ждала»; сын никак не может отказаться от матча: он «ждал его еще дольше!».

Что создает конфликтную ситуацию и приводит к «накалу страстей»? Очевидно, что дело — в столкновении интересов родителя и ребенка, что и порождает конфликт. Заметим, что в подобных случаях удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев. Что же делать в таких случаях?

 

Неконструктивное разрешение конфликтов

 

Два известных неконструктивных способа разрешения конфликтов известный психолог Ю. Б. Гиппенрейтер объединяет под названием «Выигрывает только один».

Первый неконструктивный способ разрешения конфликта родителей и детей можно назвать «Выигрывает только родитель»: Родители, склонные использовать первый способ, считают, что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. Дашь ему волю, так он «на шею сядет», «будет делать, что хочет». Сами того не замечая, они показывают детям сомнительный пример поведения: «всегда добивайся того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого». А дети очень чувствительны к манерам родителей, и с раннего детства им подражают. Так что в семьях, где применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же. Они как бы возвращают взрослым преподанный урок, и тогда «коса находит на камень».

Есть и другой вариант этого способа: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок в конце концов соглашается. Однако если такой нажим — постоянная тактика родителей, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители».

В некоторых семьях это продолжается годами, и дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными. Но в обоих случаях у них накапливаются озлобление и обида, их отношения с родителями нельзя назвать близкими и доверительными.

Второй неконструктивный способ разрешения конфликта родителей и детей — «Выигрывает только ребенок»: По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов («мир любой ценой»), либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка», либо и то и другое. В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать.

Все это может быть и не так заметно в пределах семейной «всеобщей уступчивости», но едва они выходят за двери дома и включаются в какое-то общее дело, как начинают испытывать большие трудности. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать.

В такой семье у родителей накапливается глухое недовольство собственным ребенком и своей судьбой. В старости такие «вечно уступчивые» взрослые часто оказываются одинокими и заброшенными. И только тогда наступает прозрение: они не могут простить себе мягкотелость и безответную самоотдачу.

 

Конструктивный способ разрешения конфликтов:«Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок»

 

Алгоритм решения включает в себя несколько шагов:

 

Первый шаг — прояснение конфликтной ситуации: Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После этого он говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я сообщения». Например: «Знаешь, я очень ждала этой передачи (вместо: «Ты что, не знаешь, что я смотрю ее каждый день?!»).

Еще раз замечу, что начинать надо именно с выслушивания ребенка. После того, как он убедится, что вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу, а также примет участие в поисках совместного решения. Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребенка, острота назревающего конфликта спадает.

Второй шаг — сбор предложений: этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?», или: «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты.

При этом ни одно, даже самое неподходящее, с вашей точки зрения, предложение, не отвергается с места. Сначала предложения просто набираются «в корзинку». Если предложений много, их можно записать на листе бумаги. Когда сбор предложений окончен, делают следующий шаг.

Третий шаг — оценка предложений разрешения конфликта и выбор наиболее приемлемого: на этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения. Когда в обсуждении участвует несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников.

Шаг четвертый — детализация принятого решения: предположим, в семье решили, что сын уже большой, и ему пора самостоятельно вставать, завтракать и выходить в школу. Это освободит маму от ранних хлопот и даст ей возможность высыпаться. Однако одного решения мало. Надо научить ребенка пользоваться будильником, показать, где какая еда лежит, как разогревать завтрак и т.д.

Пятый шаг — выполнение, проверка: возьмем такой пример: семья решила разгрузить маму, поделить домашние дела более равномерно. Пройдя все этапы, пришли к определенному решению. Его хорошо бы записать на листочке и повесить на стену (см. шаг четыре).

Предположим, на старшего сына пришлись такие обязанности: выносить мусор, мыть по вечерам посуду, покупать хлеб и отводить младшего брата в сад. Если раньше мальчик не делал всего этого регулярно, то на первых порах возможны срывы.

Не стоит пенять ему при каждой неудаче. Лучше подождать несколько дней. В удобный момент, когда есть время у него и у вас, и никто не раздражен, можно спросить: «Ну как у тебя идут дела? Получается ли?»

Лучше если о неудачах скажет сам ребенок. Возможно, их будет слишком много. Тогда стоит уточнить, в чем, по его мнению, причина. Может быть, что-то не учли, или нужна какая-то помощь; или он предпочел бы другое, «более ответственное» поручение.

В заключение, стоит заметить, что этот способ никого не оставляет с чувством проигрыша и позволит разрешить конфликт родителей и ребенка максимально эффективно. Он приглашает к сотрудничеству с самого начала, и в конечном итоге выигрывают все.

 

http://school43.mogilev.by/index.php/ru/parents/roditelskij-universitet/3-klass/2746-konfliktnye-situatsii-mezhdu-roditelem-i-rebenkom-kak-uslyshat-rebenka

свернуть