Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Бешенковичского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 2 г.п.Бешенковичи
имени Героя Советского Союза Михаила Николаевича Ткаченко
«Профилактика киберпреступности среди несовершеннолетних»
Киберпреступление - это преступная деятельность, целью которой является неправомерное использование компьютера, компьютерной сети или сетевого устройства. Виды киберпреступлений
Способы реализации киберприступлений
Существует четыре наиболее распространенных способа, которыми пользуются киберпреступники.
- посещать только те сайты, которые Вы разрешили;
- советоваться с Вами, прежде чем совершить какие-либо новые действия, раскрыть личную информацию;
- сообщать Вам, если ребенка что-то встревожило либо было непонятно при посещении того либо иного сайта.
- запретите скачивать файлы из Интернета без Вашего разрешения;
- запретите общаться в Интернете с незнакомыми Вам людьми;
- запретите использовать средства мгновенного обмена сообщениями без Вашего контроля. Для детей от 10 до 13 лет.
- создайте ребенку на компьютере собственную учетную запись с ограниченными правами;
- используйте средства фильтрации нежелательного контента;
- приучайте ребенка спрашивать разрешение при скачивании файлов из Интернета;
- поощряйте желание детей сообщать Вам о том, что их тревожит или смущает в Интернете;
- расскажите об ответственности за недостойное поведение в сети Интернет.
На данном этапе могут активно использоваться программные средства родительского контроля, к которым можно отнести следующие инструменты: - услуга родительского контроля провайдера, оказывающего услугу доступа в сеть Интернет, позволяющая ограничить доступ кИнтернет сайтам, содержащим нежелательный контент;
- функции родительского контроля, встроенные в операционную систему (ограничение времени работы компьютера, ограничение запуска программ, в том числе игр); - функции родительского контроля, встроенные в некоторые антивирусы (напримерKasperskyInternetSecurity, NortonInternetSecurity), позволяющие контролировать запуск различных программ, использование Интернета (ограничение по времени), посещение веб-сайтов в зависимости от их содержимого, пересылку персональных данных;
- специализированное программное обеспечение, предназначенное для выполнения функций родительского контроля, например, КиберМама, KidsControl, TimeBoss и другие. Подростки в возрасте 14-17 лет.
- интересуйтесь, какими сайтами и программами пользуются Ваши дети;
- настаивайте на том, чтобы подросток не соглашался на встречу с друзьями из Интернета;
- напоминайте о необходимости обеспечения конфиденциальности личной информации;
- предостерегайте детей от использования сети для хулиганства либо совершения иных противоправных деяний, разъясните суть и ответственность за совершение преступлений против информационной безопасности.
В случае установления фактов совершения противоправных деяний в сети Интернет в отношении детей рекомендуем родителям не умалчивать данные факты, а сообщать о них в зависимости от ситуации классному руководителю, педагогу социальному учреждения образования, в правоохранительные органы по месту жительства. Ответственность за совершение киберпреступлений Напоминаем, что несовершеннолетние несут уголовную ответственность за совершение киберпреступлений с 14 лет! Условно, подобного рода противоправные деяния можно разбить на несколько групп:
Киберзависимость: признаки, последствия, борьба
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) внесла зависимость от видеоигр в новую Международную классификацию болезней. Симптомами игромании были названы утрата контроля за временем, проведенным в игре, выделение ей наивысшего приоритета среди всех повседневных дел, а также отказ прекратить играть, несмотря на появление очевидных негативных последствий.
Игромания – это всего лишь частный вид киберзависимости, которой, согласно статистическим данным, страдает приблизительно 5% людей во всем мире, среди них — дети и подростки. В этой статье мы разберемся, что такое киберзавивисимость, как она проявляется и какие шаги следует предпринимать для борьбы с этим недугом.
Термин «киберзависимость» определяет патологическое пристрастие человека к разного рода техническим гаджетам и проведению всего свободного времени за компьютером ради развлечения.
Интересы «компьютерных фанатов» обычно сводятся лишь к удовлетворению:
С помощью небольшого теста, можно выяснить, подвержен ли пользователь экранной зависимости:
Если положительных ответов больше, то вероятность зависимости очень высокая. У настоящего компьютерного фаната пребывание в виртуальной реальности является целью, смыслом и способом существования, а реальная жизнь отходит на второй план и становится безрадостной и даже тягостной.
Какие категории людей подвержены этой напасти больше?
Наиболее часто подвержены этой зависимости дети в возрасте от 6 до 16 лет. И происходит это, во-первых, потому что детская психика еще не сформирована в полном объеме. Во-вторых, существует и наследственная предрасположенность, о которой мы даже не догадываемся. Ну и, в-третьих, большую роль играет, конечно, отсутствие культуры пользования интернетом, которая должна быть воспитана взрослыми.
Согласно совместному исследованию факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонда Развития Интернет на основе методологии проекта EU KidsOnline II, проведенному в 2013 году, в среднем каждый шестой из опрошенных школьников, «часто» или «довольно часто» отмечает у себя признаки интернет-зависимости. Больше половины детей (54%) время от времени «блуждают» по интернету без особой цели и почти каждый четвертый делает это постоянно. Исследование также показало, что:
Признаки компьютерной зависимости
Итак, признаки компьютерной зависимости, в общем, схожи с психическими признаками зависимостей другого типа. Наиболее распространенные среди них:
Последствия киберзависимости
Как известно, долгое пребывание в виртуальном пространстве меняет отношение любого человека, а тем более ребенка с гибкой и подвижной психикой к реальному миру, трансформируются его эмоции и поведение.
Так, компьютерные игры довольно часто порождают у киберзависимых детей и подростков уныние, апатию, а иногда даже отчаяние, поскольку столкновение с действительностью полностью разрушает иллюзию всемогущества и быстрой достижимости желаемой цели, которыми человек упивается, сидя перед экраном монитора. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей.
Часто у детей появляется раздражительность и злоба, которые вызывают бурный всплеск негативных эмоций, когда взрослые, отрывая ребенка от виртуального мира, просят, к примеру, сесть за уроки или сходить за хлебом. Постепенно у ребенка вырабатывается неприязнь к тем, кто ему «все время мешает», то есть к родителям.
У зависимых детей разрушаются социальные связи и контакты даже со сверстниками, поскольку, находясь в киберпространстве, играя в компьютерные игры, ребенок мнит себя самодостаточным, он уже не нуждается в дружеских отношениях. А отсутствие дружеского общения в детстве, в свою очередь, обрекает его в недалеком будущем на одиночество, так как он становится не способным к общению, к обсуждению с кем бы то ни было наболевших проблем. Все вместе это приводит к патологической неконтактности, самоизоляции.
Кроме того, очень многие сайты и компьютерные игры насаждают жестокость, можно даже сказать, формируют садистские наклонности, притупляя все добрые чувства: жалость, сострадание, милосердие.
Киберзависимость также отрицательно влияет и на физическое состояние ребенка: появляется сухость в глазах, снижается острота зрения и слуха, начинается искривление позвоночника и перенапряжение нервных стволов пальцев рук, возникают частые головные боли, проявляются нервные расстройства, малоподвижный образ жизни и вынужденная поза приводят к сердечным заболеваниям, электромагнитные излучения повышают риск онкологических заболеваний, а свет от экрана устройств влияет на продолжительность сна, значительно его снижая, а это в свою очередь ведет к общему истощению организма от хронической усталости.
Борьба с киберзависимостью
С конца 1990-х годов ведутся научные исследования, которые выявляют эффективные методы терапии этого психического заболевания.
Лечение компьютерной зависимости – сложная проблема, которая требует согласованной работы специалистов различных областей медицины. Главную роль в этом процессе играет социальная реадаптация человека, которая возможна только при участии квалифицированных специалистов: психологов и психотерапевтов.
Психотерапия является основным методом лечения различных видов зависимостей. Целью психотерапии является устранение психологического конфликта (а таковой имеется в большинстве случаев), приведшего к возникновению компьютерной зависимости и социальная реинтеграция больного. Врач-психотерапевт помогает больному осознать патологическую суть его привязанности к компьютеру, интернету или электронным играм, при этом важно избежать возникновения у больного чувства вины. Напротив, целью врача является пробуждение здорового критического отношения больного к его патологическому пристрастию.
При этом проблема, связанная с компьютерной зависимостью, должна решаться совместными усилиями: психологов, медиков, педагогов, разработчиков игр и, конечно, родителей, которым стоит уделять как можно больше внимания своим детям и постараться занять их офлайн-активностями, предложив альтернативу компьютеру. Например, отдать его в спортивную секцию или кружок. Кроме того, стоит ограничить время посещения интернета, и нахождения за компьютером.
Противодействие зависимости невозможно без налаживания процесса воспитания, формирования личности, человеческих ценностей и жизненно важных целей. Помогайте детям развивать разносторонние интересы, формировать позитивные установки и чувство ответственности.
свернуть
Административная и уголовной ответственность за совершение противоправных деяний в области информационной безопасности
За сравнительно небольшой промежуток времени количество пользователей сети Интернет в Республике Беларусь превысило пять миллионов человек. Сегодня по плотности проникновения широкополосного доступа на 100 человек Беларусь вышла на среднеевропейские показатели, а по скорости – на третье место в мире. Указанные темпы проникновения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека наряду с имеющей место не квалифицированностью определенной части пользователей являются предпосылкой возрастающего количества компьютерных инцидентов.
Особо проблемной видится ситуация использования возможностей компьютерных технологий и сети Интернет наиболее неподготовленными категориями пользователей, такими как дети и подростки, а также лица преклонного возраста.
Когда мы говорим о такой категории пользователей как дети, необходимо констатировать ряд причин, по которым именно они могут стать участниками (жертвами, виновниками, соучастниками) Интернет-происшествий.
Таким образом, мы находимся в ситуации, когда ребенку с учетом его психофизиологических особенностей предоставляется неограниченный доступ к мощному инструменту обработки и обмена информацией, при этом отсутствуют системные механизмы обучения эффективному и безопасному использованию этого инструмента.
Ведение профилактической работы среди детей сотрудниками образовательных учреждений, представителями иных заинтересованных субъектов профилактики, может иметь определенный эффект в отношении детей старшего школьного возраста, но когда мы говорим о детях, делающих первые шаги в глобальной паутине, нужна постоянная индивидуальная работа с ребенком.
Основные риски и угрозы, которые могут возникнуть при использовании сети Интернет ребенком:
Рассмотрим их подробнее.
Уголовным кодексом предусмотрен ряд преступлений, имеющих отношение к сфере высоких технологий.
Статья 212. Хищение путем использования компьютерной техники
Примером такого преступления может быть хищение денежных средств с найденной либо похищенной банковской платежной карточки с использованием банкомата, платежного терминала либо с использованием её реквизитов при осуществлении Интернет-платежей, а также завладение денежными средствами, хранящимися на счетах различных электронных платежных систем и сервисов.
Статья 349. Несанкционированный доступ к компьютерной информации
Например, это несанкционированный доступ к электронной почте, учетным записям на различных сайтах, в том числе в социальных сетях, содержащейся на компьютере, в смартфоне и защищенной от доступа третьих лиц.
Статья 350. Модификация компьютерной информации
(модификация компьютерной информации) — наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
В качестве примера можно привести произведенные изменения компьютерной информации: переписка в электронной почте, в социальной сети, в мессенджере с правами другого пользователя; изменение текстовой, графической и иной информации; внесение изменений в защищенные базы данных и т.д.
Статья 351. Компьютерный саботаж
(компьютерный саботаж) — наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от одного года до пяти лет.
Здесь мы говорим об умышленном уничтожении (удалении, приведении в непригодное состояние) компьютерной информации либо ее блокировании (например, путем смены пароля доступа, изменении графического ключа и т.д.).
Статья 352. Неправомерное завладение компьютерной информацией
Несанкционированное копирование либо иное неправомерное завладение информацией, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, либо перехват информации, передаваемой с использованием средств компьютерной связи, повлекшие причинение существенного вреда, — наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.
В данном случае учитываются действия, связанные с копированием какой-либо значимой информации, повлекшие причинение существенного вреда. К примеру – копирование писем из электронной почты, личной переписки из социальных сетей, закрытых для просмотра третьими лицами фотографий с компьютера.
Статья 353. Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети
Изготовление с целью сбыта либо сбыт специальных программных или аппаратных средств для получения неправомерного доступа к защищенной компьютерной системе или сети — наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет.
Статья достаточно специфична, ее использование в отношении несовершеннолетних маловероятно. Применяется при разработке, изготовлении и сбыте специальных программ и устройств, предназначенных для осуществления несанкционированных доступов.
Статья 354. Разработка, использование либо распространение вредоносных программ
или лишением свободы на тот же срок.
К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены лица за разработку вредоносного программного обеспечения, а также разработку и использование вирусов, например, блокирующих смартфоны либо шифрующих компьютерную информацию на серверах.
Статья 355. Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети
Указанная статья применяется к лицам, имеющим доступ к компьютерным сетям и системам, в которых хранится значимая информация, халатные действия которых привели к нарушению функционирования таких систем.
При этом необходимо отметить, что ответственность за деяния, предусмотренные ст.212, наступает с 14-летнего возраста, а ст.ст.349-355 – с 16-летнего возраста.
Кодексом об административных правонарушениях также предусмотрена ответственность за совершение несанкционированного доступа к компьютерной информации, не повлекшего существенного вреда.
Статья 22.6. Несанкционированный доступ к компьютерной информации
Несанкционированный доступ к информации, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, сопровождающийся нарушением системы защиты, — влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Согласно статистических данных в 2017 году к уголовной ответственности за совершение преступлений рассматриваемой категории было привлечено 34 несовершеннолетних лица, из них 5 – в Минской области.
Своевременное доведение учащимся ответственности за совершение противоправных деяний в сфере информационной безопасности, а также разъяснение им сути криминализированных деяний, приведение понятных примеров может свести риск совершения преступлений данной категорией лиц до минимума.
Совершение в отношении ребенка правонарушений в сфере информационной безопасности.
Каждый пользователь компьютерной техники, сети Интернет автоматически становиться обладателем определенной компьютерной информации, которая хранится на жестких дисках компьютеров, в памяти мобильных телефонов на съемных носителях, в облачных хранилищах, которая содержится в учетных записях пользователей на различных Интернет-сайтах, например, в электронной почте, в социальных сетях, Интернет-дневниках. Все активнее в нашу жизнь входят электронные платежи в сети Интернет. При небрежном подходе к организации безопасности хранения и использования такой информации, ее владелец, в данном случае ребенок, может стать жертвой противоправных деяний третьих лиц, направленных на завладение и совершение неправомерных деяний по отношению к этой информации.
Совершение ребенком либо в отношении ребенка иных преступлений с использованием сети Интернет.
Необходимо понимать, что компьютер и Интернет – это всего лишь инструмент, в том числе используемый для совершения противоправных деяний. Такие давно известные правонарушения, как мошенничество, распространение клеветнических сведений, оскорбление, распространение материалов порнографического содержания, информации экстремистского содержания, разжигание межнациональной, межрасовой, межконфессиональной вражды и т.д. в настоящее время достаточно часто совершаются с использованием сети Интернет, что в некоторых случаях является дополнительным квалифицирующим признаком совершаемого преступления.
Дети, пользуясь сетью Интернет и находясь в состоянии мнимой анонимности, умышленно либо по незнанию могут совершать такие деяния. Одновременно и ребенок должен быть проинструктирован на случай совершения в отношении него каких-либо противоправных деяний в сети.
Возможность заражения компьютера при работе в сети Интернет вирусами.
Вредоносные программы – различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации. Подобные программы чаще всего снижают скорость обмена данными с интернетом, а также могут использовать ваш компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети. Вредоносное программное обеспечение использует множество методов для распространения и проникновения на компьютеры, не только через внешние носители информации, но и через электронную почту посредством спама или скачанных из интернета файлов.
Возможность ознакомления ребенка с нежелательной информацией.
Сеть Интернет является источником огромного количества информации, как полезной для ребенка, так и нежелательной, способной нанести непоправимый вред находящейся на этапе становления психике. К такой информации относят следующую тематику: наркомания, ярко выраженное насилие, экстремизм, жестокое обращение с детьми, оккультные и псевдорелигиозные организации и учения, аборты, азартные игры, порнография, знакомства, оружие, половое воспитание, алкоголь, табак и т.д.
Вовлечение детей в незаконный оборот наркосодержащих и психотропных веществ в сети Интернет.
В настоящее время Интернет стал основной площадкой нелегального оборота наркотических средств и психотропных веществ. Он предоставляет возможность ребенку как получить большой объем информации о наркотиках, так и практически не выходя из дома на условиях анонимности приобрести наркотики, психотропные вещества, курительные смеси. Также не исключена возможность вовлечения детей в преступные схемы распространения таких веществ.
Возможность вовлечения детей в сообщества деструктивного толка.
В сети Интернет активно ведут деятельность различные оккультные и псевдорелигиозные организации, сообщества пользователей деструктивной направленности. Неокрепшая психика ребенка зачастую является целью их деятельности. Периодически появляются сообщества в социальных сетях, ориентированные исключительно на детей, предлагающие в игровой форме осуществлять определенные действия, которые в итоге могут привести к угрозе психическому и физическому здоровью, а также в некоторых случаях и жизни ребенка.
Груминг – это установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в Интернете для его дальнейшей сексуальной эксплуатации. Работают преступники по следующей схеме: лицо, заинтересованное в интимной связи с несовершеннолетним, представляется в сети другим человеком, зачастую сверстником, втирается в доверие к ребенку и настаивает на личной встрече. Последствия для поддавшегося на уговоры ребенка могут быть очень плачевны.
Секстинг – пересылка личных фотографий, сообщений интимного содержания посредством сотовых телефонов, электронной почты, социальных сетей. Опасны возможные последствия участия детей в таких действиях. Переписка с неизвестным пользователем, которым может оказаться взрослый человек, страдающий педофилией, чревата совершением в отношении ребенка преступлений на сексуальной почве. Распространение интимных фотографий зачастую используется преступниками для шантажа, известны случаи детских суицидов на данной почве.
Кибербуллинг, или Интернет-травля – намеренные оскорбления, угрозы и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени. При этом такие действия могут совершаться сообща членами какого-либо Интернет-сообщества, в котором состоит ребенок, либо лицами, преследующими хулиганские мотивы. Проблемой в данном случае являются последствия психологического воздействия на ребенка.
Интернет-зависимость – навязчивое желание войти в Интернет, находясь офлайн и неспособность выйти из Интернета, будучи онлайн. По своим симптомам Интернет-зависимость ближе к зависимости от азартных игр. Для этого состояния характерны следующие признаки: потеря ощущения времени, невозможность остановиться, отрыв от реальности, эйфория при нахождении за компьютером, досада и раздражение при невозможности выйти в Интернет.
Как видим, представленный и далеко не исчерпывающий список угроз в сети позволяет констатировать, что неподготовленному ребенку при работе в сети Интернет может быть причинен существенный вред.
Встает вопрос, каким образом этот вред можно предотвратить. И здесь необходимо сделать вывод, что основным инструментом профилактики является планомерная и целенаправленная работа родителей с детьми с момента, когда они делают первые шаги в глобальную паутину, до момента, когда знания и психика детей достигают уровня, позволяющего обеспечить самоконтроль.
Родители должны обладать достаточным уровнем подготовки в части пользования компьютером, а также методикой воспитания подрастающего пользователя сети Интернет.
На различных этапах становления личности и с приобретением опыта работы в сети используются различные подходы к обеспечению безопасности детей в Интернете, при этом необходимо учитывать следующие основные положения:
Рекомендации родителям
Интернет с детьми различных возрастных групп.
Для детей от 7 до 10 лет
Оптимальной формой ознакомления ребенка в таком возрасте с сетью Интернет будет совместная работа с ребенком за компьютером.
Приучите детей:
Запретите:
Постоянно беседуйте с детьми на тему использования ими сети Интернет: о действиях, посещенных сайтах, возможных новых знакомых.
Для детей от 10 до 13 лет
В данном возрасте ребенок уже обладает определенными навыками и познаниями о работе в сети, не готов к постоянному личному контролю со стороны взрослых, однако все еще требует контроля.
Рекомендации:
На данном этапе могут активно использоваться программные средства родительского контроля, к которым можно отнести следующие инструменты:
Подростки в возрасте 14-17 лет
Рекомендации:
В сети Интернет на сайтах провайдеров, производителей антивирусного программного обеспечения, а также на специализированных ресурсах можно найти рекомендации по обеспечению защиты детей от различных типов киберугроз. Также значимой для родителей может быть размещенная в сети информация о действиях, если ребенок уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой.
В случае установления фактов совершения противоправных деяний в сети Интернет в отношении детей рекомендуем родителям не умалчивать данные факты, а сообщать о них в зависимости от ситуации классному руководителю, педагогу социальному учреждения образования, в правоохранительные органы по месту жительства.
свернуть