Алгоритм межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних
Утвержден
постановлением КДН
Витебского облисполкома
29 июля 2021 № 2-1
Алгоритм межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних
I. Цель и задачи реализации Алгоритма межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних
1.1. Целью принятия Алгоритма межведомственного взаимодействия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних является улучшение положения детей в Витебской области, создание благоприятных условий для сохранения их жизни и здоровья через раннее выявление несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, оказание им и их законным представителям своевременной комплексной социально-педагогической поддержки и психологической помощи (в рамках компетенции).
1.2. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1.2.1. совершенствовать:
межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики при проведении мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, повышение уровня стрессовой устойчивости, развитие навыков здорового образа жизни, культуры безопасности жизнедеятельности и т.п.;
работу по организации взаимодействия субъектов профилактики в процессе оказания индивидуальной помощи несовершеннолетним, склонным к суицидальному поведению, их законным представителям;
1.2.2. активизировать работу по организации раннего выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению;
II. Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних
1. Организация работы по раннему выявлению несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению
1.1. Руководители управлений (отделов) по образованию, учреждений профессионального, среднего специального образования издают приказ об организации деятельности по профилактике суицидального поведения учащихся, включающий:
организацию общепрофилактической работы в учреждениях образования;
организацию работы по раннему выявлению учащихся с риском суицидального поведения;
порядок взаимодействия учреждений образования и интернатных учреждений в отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
порядок проведения диагностического обследования (обязательно – в период сентября по ноябрь для учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несовершеннолетних учреждений профессионального образования (обратить особое внимание на учащихся
1 курса), в период с января по март – для учащихся 9-11 классов учреждений общего среднего образования, 1 курса учреждений профессионального образования) и последующего сопровождения учащихся с указанием сроков;
участие педагогических работников учреждений образования в курсовых и межкурсовых мероприятиях образования по вопросам оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи учащимся, склонным к суицидальному поведению, и их законным представителям.
III. Порядок действий при проведении социально-педагогического и психологического изучения несовершеннолетних
Социально-педагогическое и психологическое изучение представляет собой следующий процесс выявления учащихся с риском суицидального поведения:
1. На первом этапе изучение включает первичную (для всех учащихся) диагностику особенностей эмоционального реагирования и адаптационных возможностей учащихся, а также педагогическое структурированное наблюдение классного руководителя/куратора (мастера п/о) группы;
2. На втором этапе проводится углубленная социально-педагогическая и психологическая диагностика, индивидуальное собеседование классного руководителя/куратора (мастера п/о) группы, педагога социального или педагога-психолога (в зависимости от ситуации) с учащимся, у которого (по результатам первичного обследования) выявлены признаки социально-педагогической и психологической дезадаптации, девиации, и его законными представителями;
3. На третьем этапе на рабочем совещании при директоре
(с ограниченным числом педагогов: директор, заместитель директора по УВР (ВР), классный руководитель/куратор (мастер п/о) группы, педагог социальный, педагог-психолог) проводится оценка суицидального риска несовершеннолетнего, выявленного по результатам изучения.
Общий срок выявления несовершеннолетнего с риском суицидального поведения (от первичной психологической диагностики до момента проведения социального расследования) не должен превышать 30 календарных дней.
IV. Реализация мероприятий индивидуальной программы коррекции несовершеннолетнего при выявлении у него маркеров суицидального поведения, совершившими суицидальную попытку
1. Классный руководитель/куратор (мастер п/о) группы, педагог социальный, педагог-психолог учреждения образования, в котором обучается несовершеннолетний, в пределах своей компетенции предоставляют мероприятия заместителю директора по УВР (ВР) для включения в индивидуальную программу коррекции несовершеннолетнего с риском суицидального поведения (далее – ИПК), цели и мероприятия которой направлены на снижение риска суицидального поведения несовершеннолетнего.
2. Для планирования мероприятий ИПК в случае необходимости учреждения образования привлекают специалистов других субъектов профилактики: здравоохранения, социальной защиты населения, коррекционного центра, общественных организаций и др., имеющих специальную подготовку по работе с несовершеннолетними, находящимися в кризисном состоянии, склонными к суицидоопасному поведению.
К планированию мероприятий привлекаются родители (законные представители) несовершеннолетнего, что позволяет педагогическим работникам и родителям (законным представителям) действовать согласованно, обеспечивает преемственность и распределение ответственности.
Индивидуальная работа с несовершеннолетним должна строится с учетом его личностных особенностей, модели поведения, признаков неблагоприятной обстановки в семье подростка, негативных жизненных событий и т.д.
3. Контроль и координацию за проведением ИПК осуществляет заместитель директора по УВР (ВР).
3.1. За реализацию мероприятий ИПК отвечают исполнители мероприятий.
3.2. Сроки профилактической работы с несовершеннолетним определяются исходя из степени сложности проблем, объемов помощи, необходимой для решения данных проблем, но не менее трех месяцев.
* в случае получения информации от субъектов профилактики о совершении несовершеннолетним суицидальной попытки срок оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи составляет не менее 6 месяцев.
3.3. По истечении запланированного срока ИПК либо каждые три месяца (в случае продолжительного срока реализации ИПК) на рабочем совещании при директоре с ответственными за реализацию ИПК проводится общий анализ результатов работы с несовершеннолетним.
Анализ проводится на основании результатов повторного социально-педагогического и психологического изучения несовершеннолетнего и информационного сообщения от каждого субъекта профилактики, включенного в ИПК.
На основании рекомендаций на рабочем совещании при директоре учреждения образования принимается решение о завершении либо продолжении ИПК несовершеннолетнего.
3.4. После завершения ИПК несовершеннолетнего классный руководитель/куратор (мастер п/о) группы продолжает проводить структурированное наблюдение за эмоциональным состоянием учащегося.
2. Организация профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими суицидальную попытку
2.1. На основании постановления КДН горрайисполкомов утверждают порядок реагирования и предупреждения суицидальных попыток с учетом территориальных и ресурсных возможностей, в котором подробно описывается порядок действий и уровень ответственности конкретных ведомств и учреждений, в случае выявления суицидальной попытки несовершеннолетнего, указываются контактные данные заинтересованных учреждений, временные рамки.
2.2. Учреждения здравоохранения выявляют несовершеннолетних, совершивших суицидальную попытку, с письменного согласия законных представителей информируют комиссию по делам несовершеннолетних по территории.
В информационном сообщении (по согласованию) передают контактные данные родителей с целью своевременного оказания психологической помощи несовершеннолетнему, информируют родителей (законных представителей) несовершеннолетнего о порядке работы субъектов системы профилактики в ситуациях суицидальной попытки несовершеннолетнего.
2.3. Учреждения образования, выявив несовершеннолетних, совершивших суицидальную попытку, незамедлительно вызывают скорую медицинскую помощь и информирует законных представителей ребенка о случае суицидального поведения.
2.4. Учреждения здравоохранения оказывает необходимую медицинскую помощь несовершеннолетнему, через законных представителей выдают направление на консультации психотерапевта и обследование врача психиатра-нарколога.
2.5. КДН организует и координирует профилактическую работу с несовершеннолетним и его семьей: в течение 7 рабочих дней организует рассмотрение случая без участия несовершеннолетних и их законных представителей на заседании, на котором проводит анализ причин и условий, способствовавших совершению суицидальной попытки, проведенной профилактической работы, особенностей личности несовершеннолетнего, его окружения, поведения, семейной ситуации; выясняет факт оказания медицинской, психотерапевтической, психологической помощи.
Субъекты профилактики имеют право письменно ходатайствовать о приглашении законных представителей несовершеннолетнего на заседание КДН в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов несовершеннолетнего.
КДН проводит разъяснительную работу о необходимости выполнения рекомендаций специалистов и активной работы самих законных представителей, проводится разъяснение им последствий данного решения.
2.6. КДН готовит постановление по организации работы с несовершеннолетним и его семьей. В течение 3-х дней направляет постановление руководителям субъектов системы профилактики, законным представителям.
2.7. После завершения ИПК за несовершеннолетним (его поведением, эмоциональным состоянием) продолжает наблюдать классный руководитель/куратор (мастер п/о) группы, поддерживая взаимодействие с законными представителями подростка, при необходимости подключая психолога.
2.8. В случае, если ребенок-сирота либо остался без попечения родителей, ИПК разрабатывает учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.9. В случае, если несовершеннолетний не является учащимся учреждения образования, индивидуальный план сопровождения составляет детская поликлиника.
2.10. Контроль реализации мероприятий ИПК осуществляет куратор ИПК, назначаемый учреждением здравоохранения.
2.11. КДН ведет персональный учет несовершеннолетних, совершивших суицидальную попытку, ежемесячно направляет данный мониторинг в областную комиссию КДН
3. Организация профилактической работы с окружением несовершеннолетнего, совершившего суицид
3.1. при выявлении несовершеннолетнего, совершившего суицид, субъекты профилактики информируют законных представителей несовершеннолтенего о возможностях получения психологической, психиатрической (психотерапевтической) помощи, социально-педагогической поддержки.
3.2. Районная КДН в 10-дневный срок организует рассмотрение происшествия на внеочередном заседании с участием представителей учреждений здравоохранения, образования, инспекции по делам несовершеннолетних, специалистов-психологов, специализирующихся на оказании помощи в ситуации кризиса, психотерапевтов и др.
3.3. На заседании КДН определяются необходимые меры по оказанию психологической, социальной, юридической, материальной помощи членам семьи (родителям, другим несовершеннолетним детям) несовершеннолетним, являющимся близким окружением умершего.
3.4. В случае, если в семье воспитываются несовершеннолетние дети, КДН организует профилактическую работу с несовершеннолетними и их семьей: направляет информацию в учреждение образования для разработки индивидуального плана коррекции несовершеннолетних и семьи.
3.5. На заседании КДН анализируется проведенная работа субъектов профилактики, выявляются причины и условия, способствовавшие совершению суицида, упущений в работе учреждений, ведомств. Принимаются меры в соответствии с законодательством.
Информация о результатах рассмотрения (анализ причин и принятые меры) направляется в областную комиссию по делам несовершеннолетних.
4. Организация работы, направленной на профилактику асоциального поведения детей, формирования здорового образа жизни:
- обучение специалистов системы образования, родителей распознаванию симптомов суицидального поведения у детей, навыкам эффективного взаимодействия в ситуации кризиса;
- обучение детей приемам саморегуляции, использованию форм психологической защиты в кризисных ситуациях;
- информирование через средства массовой информации о службах помощи несовершеннолетним, находящимся в кризисных ситуациях.
ЗНАКИ (ПРОЯВЛЕНИЯ) СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Поведенческие признаки:
- внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;
- употребление спиртного и/или наркотических средств;
- избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);
- безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;
- безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
- внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
- внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям.
Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свидетельствующие о суицидальной угрозе:
- невыносимая психологическая боль, которую хочется уменьшить любыми средствами;
- разочарование в удовлетворении психологических потребностей (потребности в безопасности, возможности достичь чего-то, овладеть чем-то, необходимости дружбы или принадлежности к чему-то или к какой-то группе);
- поиск решения проблем не дает результата, заводит в тупик, наводит на мысли о смерти;
- присутствует беспомощность, безнадежность, чувство бессилия, невозможность что-то сделать, чувство, что никто из окружающих не может ему помочь в борьбе с его болью;
- конфликт ценностей и полярность мышления. Видит вещи в черно-белом свете, либо все хорошо, либо все плохо;
- противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, например: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, противоречив в принятии своего решения о жизни и смерти.
Именно эта противоречивость и дает возможность вовремя предотвратить суицидальный поступок. Подросток старается сделать так, чтобы другие увидели его боль, остановили, переубедили и изменили ход его мыслей в суицидальном направлении, оставляя сигналы и ключи.
Словесные ключи:
- прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть», «ты меня больше не увидишь», «я не могу больше выносить эту проблему», «скоро все это закончится»;
- шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;
- уверения в беспомощности и зависимости от других;
- прощание;
- самообвинения;
- сообщение о конкретном плане суицида.
Поведенческие ключи:
- раздача своих ценностей, долгов (начинает чинить какие-то вещи с друзьями и родителями, что бы все было в порядке);
- написание «записок-завещаний»;
- несоблюдение правил личной гигиены, изменение привычек сна, питания;
- самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активности;
- частое прослушивание траурной или печальной музыки;
- склонность к неоправданно рискованным поступкам.
Ситуационные ключи:
- психотравмирующие события, которые недавно произошли в жизни ребенка или подростка (разрыв отношений с любимым человеком, публичное оскорбление, незаслуженное наказание, конфликт с родителями и т.п.).
МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
- обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания;
- действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
- переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи;
- чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
- страх позора, насмешек или унижения;
- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
- чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
- страх наказания, нежелание извиниться;
- сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ («синдром Вертера»).
Рекомендации родителям
Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.
Родителям можно рекомендовать:
- ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
- анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
- учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
- воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
- не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
- не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
- обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
- записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.
Тест для родителей
Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.
Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.
1. Рождение вашего ребенка было желанным?
2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?
5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?
9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?
10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
12. Вы знаете, кто его любимый учитель?
13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?
14. Вы первым идете на примирение, разговор?
15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?
Подсчет результатов
Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!
свернуть